+7 (42374)31-2-36
п.Терней, ул. Партизанская, 72
Пн-пт с 7.30 до 17.20
Звоните:31-2-36

 Анкета для родителей (законных представителей) получателей услуг, старше 18 лет о качестве условий оказания услуг образовательными организациями.

https://forms.yandex.ru/u/674480c584227c5d84bc8c8c/

Наши новости

Подготовка к школе

Портрет будущего первоклассника.
Подготовка к школе

 

 

 

 Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс школы? 

 

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счёта и развитую речь.

 Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

          Общий кругозор

 7-летний ребёнок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  •  своё имя,фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес-город/посёлок/деревню, улицу ,дом. подъезд, этаж, квартиру-и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живёт, иеё столицу;
  • основные достопримечательности своего города/посёлка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребёнок. поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями,  совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребёнка к школьному возрасту наверняка имеются.

            Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой-т.е. для чтения и письма. будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки,иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определённый звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах ("дом", "сани", "кошка");
  • произносить слова по слогам с хлопками и притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например,повторить тольковторое слово или только четвёртое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка-это посуда);
  • отвечатьна вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рвссказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов. называть слово со значением,  противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколькопредложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру- стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

 Для развития речи самое полезное- это читать вместе с ребёнком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника чётко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события. чтобы в будущем он с лёгкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребёнка к высказыванию развёрнутых фраз. уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы:"Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если...? и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребёнку мяч со словом "мокрый"-он бросает обратно, отвечая "сухой", аналогично "тёмный"-"светлый","чистый"-"грязный" и т.п. );"угадай слово" (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика. счёт. 

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счёта у ребёнка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называтьчисла в пределах 10  в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т. п.);
  • уметь называть число в пределах10. предшествующее названному и следующее за ним;
  • пониматьсмысл знаков "+", "-"."=", ">", "<" иуметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнивать количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру,форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях "лево-право-вверху-внизу", "вперёд", "между", "за" на листе бумаги в клетку и в пространстве.

 Чтобы помочь ребёнку освоить счёт и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы. птичек, людей в одежде определённого цвета, машины, дома.

 Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши- сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счёта. вы будите таким способом учить ребёнка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учёбе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

 Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш,ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счётных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры- квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, Вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

 Развитая моторика не только помогает ребёнку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи.Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте украшения и поделки- благо, что пособий по развитию мелкой маторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

 Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряжённую программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определённым правилам, и не все родители им следуют.

 Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребёнку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова-радуйтесь! С тем учётом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждает родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребёнка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию- отвращение к книгам и учёбе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будующий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

 В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребёнка пониманию прчитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определённую букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

 Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребёнку необходимо:

  • различать домашних и диких животных,уметь называть детёнышей животных, знать,какие животные обитают на юге, а какие-на севере;
  • называть несколько зимующих и перелётных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел,воробей, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель,берёза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер,ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности-дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна-распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.                                                                                                                                                                                                                                                                    Что ещё должен знать и уметь будующий первоклассник?

     Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учёбы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что ещё должен уметь ребёнок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течении4-5 минут (например,взрослый просит нарисовать узор из фигур: "кружок-квадрат-кружок-квадрат",а дальше ребёнок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения ( приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться ("Здравствуйте", а не "Здрасте" или "Привет"), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить "Пожалуйста") и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику-пропускать девочек и женщин вперёд, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке- правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дёргают за косички, толкают, отбирают вещи.
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей ( добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причёсываться,чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

 

 Каким должен быть будующий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет "Портрет" выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нём смещён на уровень общей культуры, наличие качеств, "обеспечивающих социальную успешность".Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

       Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

  У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

       Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

    Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит эксперементировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

                          Эмоционально отзывчивый

Дошкольник ткликивается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и свестниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, респределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала щкольных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное- психологическая готовность ребенка к учебе и стремления к получению новых знаний. Обучать, проверять и "натаскивать" можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!